Lida Oukaderova. The Cinema of the Soviet Thaw: Space, Materiality, Movement. Bloomington: Indiana University Press, 2017

Main Article Content

Jan Levchenko

Abstract

Книга Лиды Укадеровой внятно и лаконично подводит итоги изучения одной устойчивой темы. На протяжении многих лет история советского кино на разных языках вскользь и без подробностей проговаривалась, что кино эпохи оттепели отличается от кино сталинской неоклассики своими пространственными характеристиками. Но дальше варьирования общих мест о пресловутом «ощущении» свободы, которое «пленяло» и «опьяняло», дело не очень двигалось. О пространстве оттепельного кино множество отдельных наблюдений обнаруживается в работе Евгения Марголита «Живые и мертвое…» (2012), пространство как объект освоения в очнувшейся от морока стране не раз упомянуто в широко известной книге Жозефины Уолл «Real Images: Soviet Cinema and the Thaw» (Woll 2000), яркая работа Александра Прохорова «Унаследованный дискурс…» (2007) посвящена неудавшемуся отказу от «сталинских» тропов в кино и литературе оттепели, она акцентирует внимание на перевоспитании героя, на новых качествах человека, касаясь проблематики пространства в антитезах обобществленного и семейного, коллективного и приватного и т. д. Укадерова же, вероятно, отсылая к работе Прохорова и отталкиваясь от нее, ставит проблему пространства в центр внимания и считает ее конститутивной для кинематографа так называемой «долгой оттепели» (концептуализацию этого понятия см.: Csicsery-Ronay 2004:338).


DOI: 10.25285/2078-1938-2019-11-1-199-205

Keywords

“Thaw”, Cinema, Art, USSR, Materiality


Abstract 150 | PDF (Русский) Downloads 128