Hélène Yvert-Jalu. Femmes et famille en Russie d’hier et d’aujourd’hui. Paris: Sextant, 2007. 346 pp. ISBN 978-2-8497-8021-3.
Лариса Шпаковская. Адрес для переписки: ГУ-ВШЭ СПб, кафедра социологии, ул. Союза Печатников, д. 16, Санкт-Петербург, 190008, Россия. Адрес электронной почты: lara@eu.spb.ru.
Книга французской исследовательницы Элен Ивер-Жалю посвящена социальной истории женщин и семьи в России. Автор ставит перед собой задачу «перечитать историю России по-женски» и рассмотреть «большие исторические события» и общественные движения с точки зрения того, влияют ли они на положение женщин и участвуют ли в них женщины. Несмотря на то, что женская история является разработанной областью знаний благодаря усилиям как зарубежных, так и российских иследователей, эта книга является оригинальной благодаря двум ее особенностям. Во-первых, автор делает объектом исследования изменение самосознания российских женщин. Ивер-Жалю интересуют те социальные процессы, которые приводили к участию женщин в переопределении сложившейся системы господства и к их превращению в «субъектов истории». Во-вторых, книга обобщает и систематизирует данные о положении женщин в российском обществе на протяжении длительного отрезка истории: с первой половины XIX века до середины 2000-х годов. Автор использует различные источники: газеты, статистические данные, законодательные акты, результаты социологических исследований.
Книга состоит из четырех частей. Первая часть посвящена описанию традиционной семьи, существовавшей в России вплоть до начала XX века. Автор стремится показать, что именно традиционная семья стала той базой, на которой впоследствии сформировалась «семья советская». Традиционная русская семья может быть описана как типичная патриархальная семья с ее принципом двойного подчинения в распределении власти: подчинение младших старшим и подчинение женщин мужчинам. В данной системе женщины занимали зависимое положение, оставаясь в сфере приватного, в пространстве дома и домохозяйства. Однако Ивер-Жалю называет положение женщин амбивалентным, полагая, что в некоторых случаях они могли стать «сильными фигурами» в семье. Женская власть была подкреплена юридически, в некоторых случаях женщины могли сами распоряжаться наследством. Кроме того, в приватном мире власть хозяйки дома возрастала по мере взросления ее сыновей.
Вторая часть книги посвящена тем изменениям в положении женщин, которые происходили в конце XIX – начале XX века, накануне 1917 года. Эти процессы были связаны прежде всего с появлением и расширением индустриальной промышленности и пролетариата, с развитием городской культуры. Они стали началом процесса разрушения традиционной семьи. Столыпинская земельная реформа и сезонная миграция мужского населения в города на заработки приводили к ослаблению власти крестьянской общины и многопоколенной патриархальной семьи. Формирование женского пролетариата и возникновение пролетарских семей создавало совершенно иные условия для женщин из низов. В это же время в интеллигентской среде начинает дебатироваться «женский вопрос». Его появление связано с «либерализационными» процессами, которые зародились внутри дворянского сословия в связи с обеднением части его представителей после 1861 года. Дочери обедневших дворян были вынуждены искать возможности заработка. Другим источником женской автономии стало получение девушками из богатых семей западного образования. В условиях ограниченной доступности высшего образования в России общей биографической траекторией для девушек стало поступление на медицинский факультет одного из университетов Европы, где они знакомились с либеральными и революционными идеями, которые продолжали проповедовать после возвращения на родину. Элен Ивер-Жалю отдельно рассматривает и борьбу за гражданские права: право участвовать в выборах и быть избранными, право поступать на государственную службу и продвигаться по службе. Эта борьба завершилась успехом 20 июля 1917 года, когда был принят закон, предоставляющий женщинам равные права. К сожалению, этот закон был практически не замечен широкими массами. Провозглашенное равенство и реальное положение женщин, особенно в «народной среде», разделяла пропасть.
Третья часть книги освещает положение женщин в советском обществе, начиная с послереволюционного периода и заканчивая перестройкой. Автор следует общепринятой периодизации советской истории и практически не учитывает периодизации трансформаций советского гендерного порядка, принятые в западных и российских социологических и гендерных исследованиях. Тем не менее интересна и продуктивна предпринятая автором попытка выделить, с одной стороны, советские дискурсивные конструкции и политические меры, касающиеся брака, семьи, разводов, материнства, абортов, детства, внебрачных рождений, а с другой – проанализировать «женские голоса». Так, Ивер-Жалю выделяет несколько типов советских женщин в зависимости от понимания ими «женских проблем»: традиционные женщины, «советизированные» женщины, протофеминистки, феминистки западного толка, неотрадиционалистки, оппортунистки и карьеристки.
Последняя часть книги представляет недавнюю историю России с начала 1990-х годов до 2006 года. Автор показывает, что изменения, которые произошли в постсоветском обществе в связи с появлением рынка, привели к ухудшению положения женщин. Несмотря на большую свободу выбора как в публичной, так и приватной сферах, женщины многое потеряли от разрушения системы государственной поддержки материнства и детства. Столкнувшись с традиционалисткой гендерной идеологией, жесткой конкуренцией на рынке труда и в политической жизни, они оказались в значительной мере вытеснены из публичной сферы. Несмотря на этот откат Элен Ивер-Жалю видит и положительные изменения, которые наметились в 2000-х годах. С ее точки зрения, значимым является укрепление внутрисемейных межпоколенных связей, особенно в малых городах и сельской местности. Знаком положительных изменений также является появление женщин «нового типа», прежде всего представительниц молодой когорты, которые адаптировались к либеральным экономическим условиям и бросают вызов мужчинам на рынке наемного труда, в бизнесе и политике. По ее мнению, российское общество начинает толерантнее относиться к таким женщинам, демонстрируя более низкий уровень сексизма.
Книга представляется полезной для всех, кто занимается гендерной историей, социальной и семейной политикой. Однако, на мой взгляд, охват длительного исторического периода приводит к некоторой поверхностности представленных материалов и их трактовок. Книга бы сильно выиграла, если бы автор обратился в большей степени к архивным материалам. Ивер-Жалю главным образом привлекает вторичные западные источники, практически полностью игнорируя те академические дискуссии и исследования, которые ведутся в России в сфере гендерных отношений и женской истории.