Stephen Parkin. An Applied Visual Sociology: Picturing Harm Reduction. Farnham, UK: Ashgate Publishing, 2014. 316 pp. ISBN 978-1-4094-6839-4.

Александра Дмитриева

Александра Дмитриева. Адрес для переписки: Центр независимых социологических исследований, Лиговский пр., д. 87, офис 301, а/я 193, Санкт-Петербург, 191040, Россия. alexandra.dmitrieva.uni@gmail.com.

Книга Стивена Паркина «Прикладная визуальная социология: отображая практики снижения вреда» безусловно заслуживает внимания самого широкого круга читателей. Отдавая должное достижениям российских ученых в области визуальной социологии и исследований профилактики потребления наркотиков, нельзя не отметить, что оба эти поля по-прежнему остаются мало разработанными в отечественной академической литературе (см., например: Дмитриева 2013, 2014; Мейлахс 2004, 2007; Романов, Ярская-Смирнова 2011; Яковлева 2014а, 2014б; Ясавеев 2010).

«Снижение вреда», по определению Всемирной организации здоровья, на которую ссылается Стивен Паркин в своей книге, «представляет собой концепцию, предлагающую превентивные или снижающие вред практики, связанные с рисками последствий определенного поведения. Под снижением вреда от инъекционного потребления наркотиков подразумеваются разнообразные интервенции, целью которых является предотвращения передачи ВИЧ и других инфекционных заболеваний, распространяющихся в процессах совместного использования нестерильного инструментария для приготовления и употребления наркотиков» (с. 35). Реализуемая в России наркополитика не предполагает государственной поддержки программ снижения вреда, связанного с употреблением наркотиков как таковых, и практик предотвращения распространения ВИЧ и инфекционных заболеваний, передающихся в процессах именно инъекционного употребления. Программы снижения вреда в России осуществляются в первую очередь негосударственными организациями, деятельность которых в силу ряда политических причин все больше ограничивается со стороны государства. Отсутствие поддержки – с одной стороны, и чрезмерный контроль над теми, кто эту поддержку оказывает, – с другой, приводит к тому, что существующие программы снижения вреда (и без того сталкивающиеся с самыми разнообразными трудностями) оказываются на грани выживания, тогда как именно они могли бы быть преобразованы в эффективно работающие инфраструктуры профилактики и снижения поведенческих рисков определенных социальных групп.

В результате по поводу потребления наркотиков конструируется специфический дискурс, формирующий чувства неприязни, отвращения, желание дистанцироваться от всего, что связано с этой темой, как на уровне повседневности и личных контактов с «грязными», так и на уровне постоянно воспроизводящихся институциональных ограничений, неравенства наркозависимых перед «нормальными» людьми. Потребление наркотиков в городской среде связано в первую очередь с уличными практиками, в том числе осуществляемыми бездомными людьми. Бездомность в еще большей степени, чем наркотики, связывается с темой грязи, а их сочетание порождает просто невероятную смесь из стигмы, морального порицания и физического отвращения. Поэтому представить, что в стране, где худо-бедно работают всего несколько организаций (таких, как «Фонд содействия защиты здоровья и социальной справедливости им. А. Рылькова»), раздающих чистые шприцы и презервативы, оказывающих медицинскую и правовую поддержку таким людям, может существовать система утилизации инструментария для инъекций как одно из направлений снижения вреда, о которой пишет Стивен Паркин, практически невозможно. Ведь это уже не просто мусор, а мусор, который производят «отбросы общества».

Поэтому исследований, актуализирующих эту сторону повседневности российских городов, тоже практически нет. Хотя эти темы могут стать важным дополнением к занятиям актуальной урбанистикой, креативными пространствами и изучением интеграции практик сортировки мусора в среде эко-активистов.

На юге благоустроенной Англии, который исследует Стивен Паркин, вопрос утилизации постинъекционного мусора актуален не только по причине достаточного большого количества бездомных и потребителей наркотиков, но и благодаря отношению к этому вопросу как к проблеме организации городского пространства, подразумевающей создание благоприятной среды для всех. Стивен Паркин выступает с критикой существующей в Великобритании системы утилизации, показывая, что часть созданной инфраструктуры работает недостаточно эффективно. Любопытно, что озабоченность утилизацией инъекционных отходов в Англии в середине 2000-х годов возникла в схожих с Россией условиях, однако в России укрепляется дискурс ненависти, направленный на уличных потребителей наркотиков и репрессивные меры по отношению к ним, а в Англии ситуация, похожая на современную российскую, спровоцировала запуск специальных программ по утилизации мусора. После нескольких публикаций в СМИ (с. 136), рассказывающих о том, что жители отдельных районов Англии обнаруживали на близлежащих газонах и в парках грязные шприцы (а именно в таких местах чаще всего играют дети), начали появляться заголовки типа «We want the junkies out» («Мы хотим, чтобы здесь не было наркоманов»). Английские власти начали процесс обустройства публичных зон (общественные туалеты, открытые/закрытые паркинги, чердаки, подвалы, парки, газон и т.п.), в которых чаще всего происходит инъекционное потребление наркотиков. Что из этого получилось в итоге и какую работу предстоит в дальнейшем проделать для улучшения качества городской среды и оптимизации созданной инфраструктуры – очень интересно и максимально подробно описано в книге Стивена Паркина.

Начиная книгу с критики ставших модными в последнее десятилетие визуальных методов, Стивен Паркин приводит в пример диалог услышанный на одном из семинаров, где исследователь, демонстрируя фотографии представителей маргинальных групп, указывает на то, как внешние проявления (состояние кожи, одежда, наличие украшений, определенная манера поведения, жесты, мимика и пр.) свидетельствуют о принадлежности человека к определенной социальной группе (с. 3–4). С помощью такого «иллюстративного» подхода, по мнению Паркина, человек становится носителем стигмы, дистанция между людьми увеличивается из-за предписанных им свойств и особенностей. Уделяя особое внимание использованию фото- и видеоматериалов в своей работе, Стивен Паркин вообще отказывается от присутствия человека в кадре, на его фотографиях есть только типологизированные виды сред, в которых употребляются наркотики (drug-injecting environments), где оставляют или выбрасывают постинъекционный мусор (drug-related litter). При таком подходе фотография перестает быть иллюстрацией, но становится единицей данных.

Книга состоит из трех частей, каждая из которых включает несколько глав. В первой части (главы 1 и 2) представлено теоретическое обоснование изучения проблематики, связанной с наркотиками, в рамках прикладной визуальной социологии. Значительный интерес представляет обзор теории и практики снижения вреда как профилактического подхода в Великобритании (глава 2). Следующая, эмпирическая часть (главы 3–7) посвящена описанию методологии и методам сбора данных, разработке основных категорий, используемых автором, анализу актуальной ситуации с утилизацией мусора и инфраструктурой снижения вреда в Великобритании через триангуляцию собранных денных (фотографии, видео, интервью и пр.). В пятой главе автор концептуализирует результаты визуального документирования городского пространства – разные среды употребления наркотиков представляют собой «континуум нисходящей безопасности» (continuum of descending safety). Этот континуум предполагает типологизацию мест, в которых употребляются наркотики, через выявление и анализ их частных физических, контекстных средовых и социальных особенностей. В заключительной части (главы 8–10) Стивен Паркин размышляет о том, какой вклад его визуальное исследование вносит в существующие академические и прикладные разработки, а также в процессы дедемонизации потребителей наркотиков. Основной вывод автора состоит в том, что именно визуальная составляющая становится ключевым фактором, сдвигающим проведенное исследование из сугубо академического поля в практическую сферу, расположенную на границе общественного здоровья (public health) и политического активизма.

Примечательно, что данный текст представляет собой только одну часть исследования, проведенного Стивеном Паркином в период с 2006 по 2011 год. В данном случае основная задача автора заключалась в том, чтобы показать, как визуальные методы становятся посредником при проведении качественного прикладного исследования в рамках подхода снижения вреда. В первой части своей работы Стивен Паркин (Parkin 2013) анализировал, каким образом та или иная контролируемая или неконтролируемая среда формирует габитус потребителей наркотиков и как через отношение к потребителям наркотиков производится отношение к конкретной городской среде.

Подводя итог обзору этой работы, следует отметить, что рецензируемая книга будет чрезвычайно полезна для тех, кто только задумывается о проведении прикладного исследования с помощью визуальных методов. В конце книги представлен раздел, посвященный практическим упражнениям в этой области, предоставляющий, помимо прочего, исчерпывающие рекомендации по поводу релевантности использования данного метода в том или ином случае.

В самом же общем смысле прочтение этого текста рекомендуется для расширения кругозора в области городских исследований и изучении проблем потребления наркотиков. Кроме того, подобные работы могут способствовать гуманизации отношения к потребителям наркотиков, формированию конструктивного восприятия общих проблем и проблематизации тупикового морального дискурса.

Список литературы