Приглашенные редакторы спецномера:

Ольга Русинова и Татьяна Воронина.

В существующей на сегодняшний момент академической литературе исследование религиозных практик происходило или с точки зрения инструментария memory studies или как часть богословского дискурса. Авторы, изучавшие современные религиозные способы обращения с прошлым, писали о формах коммеморации, церковных ритуалах, интерпретации и событиях, оставляющих след в церковных календарях и мемориальных практиках; или рассматривали Русскую православную церковь в качестве агента памяти. Мы предлагаем расширить дискурсивную рамку и взглянуть на коммеморацию не только как на политику памяти и деятельность отдельных акторов, способных формулировать собственные проекты прошлого и конкурировать за доминирование (как это делают исследователи memory studies), но и как проект, тесно связанный с воспроизводством канона и реинтеграции в современность церковного культурного наследия в виде церковной архитектуры, иконописи и ритуалов поминовения мертвых, чья траектория развития определяется не только политической повесткой, но и высокой степенью зависимости от традиций и канона церковного искусства. Иными словами, мы предлагаем посмотреть на две формы обращения к памяти и к прошлому - светскую коммеморацию и церковную традицию – и на их взаимодействие.

Среди исследователей памяти доминирует представление о том, что церковное искусство в своей ориентированности на воспроизводство традиций крайне медленно и неохотно отзывается на требования современности. Это задает определенную темпоральность «православному проекту», с характерными для него собственным календарем и ритуалами, понятными для узкого круга верующих. В то же время, имеющийся современный запрос российской власти к Русской православной церкви на производство политических смыслов (от проекта российских новомучеников, как способа объяснения массовых репрессий, до обоснования военных конфликтов и сакрализации власти) делает современные церковные проекты коммеморации весьма динамично развивающимися и остро востребованными. В результате, православная церковь вынуждена быстро реагировать, адаптируя старые и создавая новые формы репрезентации своих идей и концепций.

С какими сложностями и вызовами сталкиваются авторы, художники, архитекторы, работающие в рамках православного искусства? Какие существуют подходы к анализу происходящих в церковном каноне перемен? Как и кем формируются современные формы коммеморации и в каких отношениях они находятся с основными концептами современного православия? Как влияет на язык церковной коммеморации в большинстве своем секулярная российская аудитория? Как именно происходит трансформация секулярных образов в религиозные символы и наоборот? Как принадлежность к разным ветвям православной церкви  в России и за границей влияет на характер создаваемых образов?

Фокусируясь на разных проектах современной православной церкви и проектах, прибегающих к православным концепциям, мы покажем, как современное православие и государство создают новое историческое наследие, отсылающее в равной степени к традиционным формам и жанрам православного искусства, так и к воспроизводству современных политических дискурсов, характерных для настоящего и будущего.

Мы приглашаем к подаче статей по этой тематике исследователей в области изучения истории памяти, православной церкви, искусствоведов и специалистов по истории искусства.

Срок подачи текстов : 15 августа 2024. Рукописи принимаются на русском и английском языках. Объем  до 9000 слов, включая сноски, но не считая списка литературы.

По вопросам участия связываться с редакторами номера: Татьяной Ворониной (voronina1977@gmai.com) Ольгой Русиновой (zvenha@gmail.com )