Сергей Ушакин. Медиум для масс – сознание через глаз: фотомонтаж и опти- ческий поворот в раннесоветской России. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ян Левченко

Аннотация

Книга Сергея Ушакина, разбирающая историю оптического поворота в культуре России после большевистской революции, написана почти без отсылок к существующим исследованиям. И это понятно. За редким исключением тексты о монтаже, которые доступны на русском языке, либо рассказывают истории людей, придумавших монтаж (вроде Сергея Эйзенштейна или Александра Родченко), либо учат делать монтаж. Ушакин же берет материал – это главным образом советские фотомонтажные плакаты, стенгазеты и книги – и детально разбирает его структуру, то есть совокупность приемов, с помощью которых этот материал организован. Можно было бы сказать, что автор перезагружает структурализм, если бы это слово не было отягощено разнообразными историческими трактовками и не ассоциировалось бы с лингвистическим поворотом в гуманитарных науках, случившимся без малого сто лет назад. Поэтому лучше описать предлагаемый метод как выросшую из структурализма визуальную нарратологию, раскрывающую законы построения произведений с предельно облегченным текстовым элементом и усиленной наглядной выразительностью.


Текст на русском языке

Ключевые слова

фотомонтаж, оптический поворот, фотография, культурная история, структурализм


Abstract 318 | PDF Downloads 193