«Интеллектуальный» досуг и «простые» развлечения: предпочтения в искусстве как сигналы групповой идентичности «Интеллектуальный» досуг и «простые» развлечения: культурные предпочтения как система сигналов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Надежда Соколова

Аннотация

В работах, где культурное потребление переплетается с изучением стратификации, исследователи фокусируют внимание на возможностях и последствиях использования культурного капитала как сигнала в интеракции. В этом случае авторы не только фиксируют отличия в способах организации досуга, но также изучают, как индивиды формируют группы на основании близости культурных предпочтений, исключая тех, чьи интересы распознаются как «плохой вкус». Сигналы выражения «хорошего» или «плохого» вкуса рассматриваются как тип информации, позволяющий индивиду разделять окружение на «своих» и «чужих». В этой линии рассуждений основным вопросом является взаимосвязь между практиками потребления и социальной позицией индивида, при этом социальная позиция может определяться довольно широко: не только как принадлежность к классу в бурдьевистской традиции, но также, например, через профессиональный статус или уровень образования. В этой работе мы ставим вопрос о единстве системы сигналов и способах ее использования. Одинаково ли индивиды представляют способы выражения «хорошего» или «плохого» вкуса? Какими сигнальными функциями их наделяют? На основании проведенных в Санкт-Петербурге интервью мы делаем вывод о том, что, несмотря на единство классификации объектов культуры, только для представителей более ресурсной социальной группы оценивание своего и чужого потребления становится частью механизма выстраивания внешних границ, тогда как представители менее ресурсной группы не придают такого значения вопросам выражения вкуса.


Статья на русском языке

Ключевые слова

культурное потребление, социология искусства, социальная стратификация, культурный капитал, социальные границы


Abstract 376 | PDF Downloads 292