«Утопия ощущений» во времена культурной революции: об искусстве, публичном пространстве и моральной онтологии класса

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna Kruglova

Аннотация

В результате усиления социальных, психологических и морально-философских различий между классами в бывшем СССР возникло напряжение между двумя эстетико-этическими позициями. Это напряжение проявилось особенно ярко и получило новую интерпретацию в ходе недавнего конфликта по поводу публичного пространства в одном «среднестатистическом» российском городе. Интеллектуалистскому и антиутопическому способу восприятия мира здесь противостоит «утопия ощущений», которая подробно анализируется в данной статье. Комплекс практик и убеждений утопии ощущений предполагает не только данность, но и морально-эстетическую необходимость неопосредованной включенности в физическую и социальную реальность, а также устремленность к определенного рода «простым» удовольствиям, понимаемую и как право, и как моральная необходимость. Вместо того, чтобы интерпретировать «утопию ощущений» как консервативный дискурс «возвращения к истокам» и «опрощения», усилившийся в результате травматического опыта постсоциализма, я предлагаю рассматривать это явление в более оптимистическом ключе – как самобытный феномен, ресурс и инструмент бытия-в-культуре, способный стать почвой для становления новых гражданских и внерелигиозных идентичностей и сообществ. Статья на английском языке, развернутое резюме на русском.

Ключевые слова

постсоциализм, этика, класс, удовольствие, телесность, пространство города, культурная политика


Abstract 137 | PDF FULL PAPER (English) Downloads 101 PDF EXTENDED SUMMARY Downloads 54 HTML EXTENDED SUMMARY Downloads 13 HTML FULL PAPER (English) Downloads 55