Инсценируя городское разнообразие: мигранты на театральных сценах Берлина и Москвы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Марк Симон

Аннотация

Статья посвящена поиску взаимосвязей между репрезентациями социального опыта мигрантов в театральных постановках и той институциональной позицией, которую занимают берлинские и московские театры, обращающиеся к миграционной проблематике. В основу исследования легли глубинные интервью с участниками проектов «Winterreise», «The Situation» (Театр имени Максима Горького), «Come as You Are» (Dock 11) в Берлине; «Акын-опера» (Театр.doc) и «Сван» (Центр им. Мейерхольда) – в Москве. Тот факт, что в центре внимания немецкого и российского обществ находятся разные типы миграции – вынужденная в первом случае и трудовая во втором – не может не сказываться на художественных репрезентациях. Однако в обоих контекстах рассматриваются спектакли, в которых были задействованы артисты с профессиональным бэкграундом. Основной тезис статьи состоит в том, что если в Германии постановки с мигрантами и о мигрантах в значительной степени предопределены тем, что театрам делегируется роль политического форума, то в России наблюдается скорее обратное. Пример «Акын-оперы» показал, что попытка театра выступить триггером для активизации гражданских инициатив и вовлечения в эти инициативы мигрантов не стала успешной по целому ряду причин. Констатируя такое положение вещей, автор намеренно воздерживается от нормативных оценок и обсуждения исследуемых спектаклей в категориях «успешности». Проведенные интервью показывают, что высокая степень политизации немецких театров не является самоочевидной ценностью для артистов с миграционным бэкграундом при всем уважении последних к промигрантской позиции, которую эти театры транслируют в публичное пространство. Что касается России, то, несмотря на то, что «Акын-опера» не стала «мостом» между неравнодушными горожанами и мигрантскими сообществами, этот проект имел неожиданные для его участников последствия. Те из них, кто являются профессиональными артистами, хотя и не получили возможность вернуться к основному ремеслу, тем не менее смогли повысить свой статус в диаспоральной среде и утвердиться в качестве артистов для определенного сегмента российской публики. Кроме того, «Акын-опера» стала беспрецедентным документальным свидетельством о жизни трудовых мигрантов в Москве.


Статья на русском языке


DOI: 10.25285/2078-1938-2020-12-1-15-47

Ключевые слова

постмиграционный театр, миграция, артистические репрезентации, городское разнообразие, космополитизм


Abstract 383 | PDF Downloads 1071