Долгая жизнь мест Цоя: география памяти

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Оксана Запорожец
Александра Колесник

Аннотация

В статье рассматривается специфика городской памяти и мест, связанных с памятью о культурных героях в современных российских городах. Авторы изучают неконвенциональные места памяти, возникающие спонтанно и поддерживающиеся разными агентами и сообществами на протяжении десятилетий. Основной сюжет статьи – жизнь мест, посвященных памяти Виктора Цоя, лидера культовой рок-группы «Кино», появившихся после гибели музыканта в августе 1990 года. Статья отвечает на вопросы: как, почему и благодаря кому сохраняется память о музыканте в городской среде? В статье приводятся аргументы, что долговременность памяти о Цое в городе связана с несколькими взаимодополняющими обстоятельствами. Во-первых, с демократизацией агентов поддержания памяти – утратой значения «специализированных» сообществ-хранителей памяти и включением в ее поддержание всех заинтересованных горожан и приезжих. Во-вторых, с усложнением регистров и диверсификацией памяти о Цое – воспоминания о рок-музыканте у посетителей «мест Цоя» усиливаются воспоминаниями о собственном прошлом, своих предыдущих посещениях места и связанных с ними событиях, жизни страны. Таким образом, эмоциональная связь с местами Цоя или борьба за них становится борьбой за собственное прошлое, за право присутствовать в городской среде. В-третьих, длительность памяти также связана с относительно открытыми сценариями мест Цоя, допускающими множество способов действий, а значит, и постоянное обновление репертуаров поддержания памяти в зарегулированной среде российских городов. В-четвертых, долговременность памяти о рок-музыканте связана с особенностью географии мест Цоя – их расположенностью в центральных городах России, с удобной транспортной доступностью, облегчающей их посещение всеми желающими. Авторы считают, что места Цоя являются идеальным случаем для изучения вернакулярной географии и вернакулярной памяти. Память о Цое является наиболее масштабным вкладом в неофициальную постсоветскую топографию. Практически во всех крупных городах постсоветского пространства в 1990-х годах существовали места Цоя или Стена Цоя. По своей популярности они могли конкурировать только с официальной топонимией – улицами Ленина или Советскими. В настоящее время география мест Цоя существенно изменилась и структурируется вокруг нескольких мест «культурного паломничества», включая самые популярные – Стену Цоя в Москве и рок-клуб «Камчатка» в Санкт-Петербурге. Эти пространства являются предметом полевого исследования авторов и подробного рассмотрения в статье. Для описания длительного существования мест Цоя производится ревизия современных теоретических подходов к изучению городской памяти. В качестве наиболее релевантной для анализа мест Цоя предлагается категория «вернакулярной памяти», то есть стихийно складывающейся обыденной формы опыта, существующей вне институциональной логики и соответствующих ограничений.


Статья на русском языке


DOI: 10.25285/2078-1938-2019-11-2-70-102

Ключевые слова

Виктор Цой, рок-группа «Кино», Стена Цоя, рок-музыка, вернакулярная память, городская память, музыкальная география


Abstract 216 | PDF Downloads 148

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)