Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Roman Abramov

Аннотация

Эссе посвящено исследованию Донбасса как мифологического пространства, ставшего объектом культурного конструирования советским кинематографом и постсоветской литературой. В центре внимания автора символическая эволюция советской мифологии Донбасса, которая начинается со сталинского кинематографа,
представленного фильмом «Шахтеры» (1937) и кинодилогией «Большая жизнь» (1939–1946), продолжается в минорном фильме периода застоя «В день праздника» (1978) и заканчивается метафоричным фильмом «Зеркало для и героя» (1987), затронувшим сложные вопросы семейной и коллективной памяти о травматичных страницах советского прошлого. Каждый из фильмов отражает этапы трансформации Донбасса как особого индустриального шахтерского мира – от истеричного энтузиазма 1930–1940-х годов через разочарование и равнодушие 1970-х до мучительного возвращения к прошлому и его ревизии в период перестройки. Перед распадом СССР Донбасс стал пространством бурных политических перемен и заро-
ждения мощного шахтерского забастовочного движения, но в 1990-х годах пережил тяжелые времена экономического кризиса и деиндустриализации. Безработица, рост преступности и обнищание значительной части рабочего класса стали частью повседневности Донбасса этого времени. Новый эмоциональный облик Донбасса нашел отражение в психоделическом романе Дмитрия Савочкина «Марк Шейдер»:
это Донбасс подпольных шахт-копанок, наркоманских трипов и сложных отношений с «шахтерскими богами» советского времени. Важным итогом анализа, выполненного в жанре психогеографии и культурологии эмоций, стал вывод о связи пространственной мифологии с актуальными политическими контекстами, объяснение
которых часто кроется в исторических и культурных мифологиях региона. Эссе не фокусируется на современной военной и политической ситуации в этом регионе, но является рефлексией относительно эмоционального и идеологического прошлого Донбасса.


Техт на английском языке.


DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10-1-79-94

Ключевые слова

психогеография, постсоветское пространство, советский кинематограф, исследования культуры, шахтеры, Донбасс


Abstract 188 | PDF (English) Downloads 138